история

Скит преп. Сергия Радонежского

«Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.»

Ф.И. Тютчев

Когда в мае 1983 года Православной Церкви был возвращен Данилов монастырь, а вскоре после этого, в стране с официально провозглашенной атеистической идеологией, на государственном уровне было принято решение широко праздновать Тысячелетие Крещения Руси, во многих душах поселилась надежда на возрождение полноценной духовной жизни. Священный Синод Московского Патриархата, образовал Юбилейную комиссию еще раньше, в 1980 году, за восемь лет до самой исторической даты.

Церковное празднование было естественным, само собой разумеющимся. В условиях отделения церковной жизни от государства, советская власть в поздний период своей истории относилась к Церкви довольно лояльно. Однако, отношение коммунистического государства к великому историческому событию, определившему тысячелетний судьбоносный выбор нашего народа не было предопределено из-за характера советской власти, которая совершала разнообразные зигзаги на своем историческом пути. Возвращение Свято-Данилова монастыря Церкви вполне могло стать единичной акцией. Но, как выяснилось позднее, стало шагом к воссоединению народа с его Историей. А история нашего Отечества, по сути совпадает с историей Русского Православия, по истории Церкви можно изучать историю государства Российского, и наоборот.

По мере приближения знаменательной даты начали восстанавливать храмы, на правительственном уровне были поддержаны предложения Церкви о всенародном характере празднования торжества.

Для освещения широко использовались средства массовой информации, даже государственное телевидение не осталось в стороне, об истории Православия снимались сюжеты и фильмы, привлекалась академическая общественность. Но самое главное - храмы наполнялись прихожанами всех возрастов, разного устроения, с различными запросами и вопрошениями к Единому. Христос возвращался к своему народу из очередного Египта, каким стал разрыв с Православием и принятым официально государственным безбожием. По большому счету, этот процесс, новой христианизации продолжается по сей день. Он длится - мы и сейчас можем наблюдать возрастание интереса, потребности в церковной жизни, укоренения в традиции. Духовное становление не имеет конца. Начавшееся с приходом Христа в мир, оно не завершится до скончания века. Это известно и ясно всякому христианину, которым, однако, легче назваться, чем стать.

В 80-х, начале и сереине 90-х многие обители возвращались Церкви, восстанавливались и реставрировались. Такой была судьба Данилова монастыря, Оптиной пустыни, Новодевичьего монастырь, Валаама. Другие создавались вновь, исходя из потребностей монашествующей братии и нужд укреплявшегося в вере народа. Восстановление и созидание. В нашей истории присутствуют оба эти начала.

В конце 1992 года к священноначалию Данилова монастыря обратились жители и руководство Сапожковского района, Рязанской области с просьбой помочь в возрожденнии Храма Архистратига Михаила в селе Михеи, находившегося в самом плачевном состоянии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, архимандрит Алексий, наместник Данилова, и эконом монастыря архидиакон Роман (Тамберг) приняли в исполнении прошения деятельное участие. Реставрацией приведенного к запустению храма не ограничилась миссия даниловцев на рязанщине. Вслед за первым предложением последовало и второе. Возникла мысль передать под опеку не только возрождаемую церковь, но и землю для хозяйственных нужд для создания подворья. Собственное натуральное хозяйство, вдали от шумной столичной жизни было в те нелегкие годы серьезным подспорьем для монастыря. Тем уместнее стало принятие этого предложения, что в традициях монастырской жизни издавна было обеспечения собственных потребностей плодами своих трудов. А их выпало на долю братии немало, и не были они легкими.

Так в 1993 году начиналась история даниловского подворья, а позднее и скита.

Первый настоятель подворья, иеромонах Евсевий, поселился в Михеях, основной его заботой стал восстанавливающийся храм Архистратига Михаила, а братии было уготовано другое место для жительства и трудов.

Уже в 1993 году в храме Архистратига Михаила, в приделе преподобного Серафима Саровского были возобновлены богослужения

Неподалеку от ближайшего к Михеям села Кривель есть живописная местность, называемая Горкой. Наименование говорит само за себя. Это возвышенность над рекой Парой, покрытая березняком и соснами. На самом верху прежде располагалась усадьба, от которой почти не осталось следа. Река огибает эту территорию полукругом. О том, что здесь ступала нога человека говорили только воспоминания окрестных жителей, да остатки одичавших яблонь и останки строений.

Именно это место избрали отец наместник и отец эконом для организации подворья. Здесь поселились наши первые братия, иеродиакон Михей, трудники и паломники.

Здесь, пожалуй, следует упомянуть предание, связанное с выбором места жительства и трудов, которое приводилось в первом буклете нашего скита. Горку архимандриту Алексию порекомендовали в администрации Сапожковского района. Когда отец наместник и отец эконом приехали посмотреть это место и стояли внизу за речкой около села, к ним стали подходить местные жители, старушки в темных платках, и со слезами радости говорили: «Вы хотите открыть здесь монастырь». Но тогда мыслей таких еще не было. «Нет, – отвечали братия, – мы пока об этом не думаем».

Поднялись на горку. Переехали вброд на машине речку Пару – моста тогда еще не было, не было и дороги, соединяющей Кривель и скит, не было линии электропередач, не было никаких домов, которые сейчас составляют скит. Это было красивое, уединенное место, окруженное полукругом речкой Парой.

Ступеньки в лесу, освещенные солнечными лучами, пробивающимися сквозь кроны деревьев, увводят куда-то далеко наверх
Река, покрытая кувшинками, тихо течет между густо заросших берегов
Место это среди местных жителей считается намоленным и по-своему известным.

В 60-е годы жители села Красный угол, что в 4 км от скита, в сумерках видели лестницу, которая опускалась с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил. Длилось это чудесное явление около получаса. И верующие люди тогда поняли, и многие братия сейчас полагают, что, быть может, это место было обозначено Ангелами. А местная подвижница благочестия Екатерина Михайловна Хлуденева, к которой многие приходили за духовным советом и утешением, еще в 40-е годы прошлого века утверждала, что придет время, храмы восстановят и говорила, указывая на горку за Парой: «А здесь монастырь будет».

На этой земле и стали трудиться, с постом и молитвой, братия Данилова монастыря и послушники, приехавшие пройти искус, определиться и укрепиться в выборе дальнейшего жизненного пути. Кому-то из них предстояло вернуться в мир, внеся свою лепту в общее дело строительства, другие стали частью монастырской семьи, братии Данилова монастыря. Третьи продолжают служить Церкви в иных монастырях. Всех их помнят в скиту благодарной памятью.

Завершилось строительство храма и совершилось его освящение в 1999 году.

Так сложилось, устроилось свыше, что душевно-духовное устроение братии собравшейся трудиться на подворье потребовало от них совместного молитвенного служения, помимо нелегких телесных усилий. Молитвы не только праздничной, совершаемой в выходные и праздничные дни в Михеях, но и повседневной в месте жительства. Ежедневное совместное служение первоначально совершалось в первом братском корпусе, потом на подворье был заложен деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского. Завершилось строительство храма и совершилось его освящение в 1999 году. Постепенно милостью Божией, попечением даниловского священноначалия, молитвами послушавшейся на подворье братии стал зарождаться скит с особенностями его устроения.

Наш скит был наречен именем преподобного Сергия Радонежского, как полагают старожилы скита, потому что братия, которые пришли в Данилов монастырь в 1983 году, по возвращении его Церкви, и стали первыми насельниками были в большинстве своем выходцами из Троице-Сергиевой Лавры и любовь к этому угоднику Божию хранили в своих сердцах. Преподобный Сергий, святой наш заступник, всегда ходатайствовал и ходатайствует о русских людях и земле нашей многострадальной. И сам Сергий Радонежский, и многие его ученики основывали святые обители в разных местах Руси, чтобы отовсюду возносилась молитва ко Господу. Преподобный Сергий бывал на земле Рязанской, «тихими и кроткими словами» он примирял враждующих русских князей, о чем свидетельствуют многочисленные исторические источники. Поэтому рязанский скит и связали с именем великого русского святого, в надежде на его небесное попечительство.

В самом деле, братия чувствуют молитвенную поддержку и помощь преподобного Сергия, каждый день обращаясь к нему с молитвой. За эти годы, с Божией помощью, и во многом благодаря пожертвованиям благотворителей, скит вырос буквально на пустом месте. От деревни Кривель до скита провели дорогу, газ, линию электропередач, построили мост через реку Пара. На Горке были построены жилые дома для братии, коровник, курятник, баня, трапезная, гостиница, гараж, столярные цеха, пекарня, просфорня. Невдалеке от скита братия вырыли пруд, разводится рыба.

Монастырское священноначалие присылает на подворье и в скит молодых соискателей монашеского звания, чтобы они вкусили плодов иноческой жизни, трудов и молитвы. Приезжают к нам также отцы и братия Данилова монастыря, чтобы помолиться вдали от столичного шума, в тишине и уединении скита дополнить свой аскетический опыт.